|
|||
«Даруй мне тишь твоих библиотек...» Когда слышишь слова этого стихотворения замечательной поэтессы Беллы Ахмадулиной, блестяще спетого в фильме «Ирония судьбы» Аллой Пугачевой, невольно улыбаешься – сегодня «тишь» и «библиотеки» – понятия, пересекающиеся разве что только в читальных залах, где работа читателей с печатным ли, электронным ли документом или с Интернетом – все равно требует тишины. В остальном – библиотеки уже давно (если 10 лет можно назвать давним сроком) перестали быть «тихой гаванью», привычным для слуха «спокойным тихим местом», где человека встречают запыленные фолианты и библиотекарши со спицами и клубком в руках. Примерно 10 лет назад библиотеки «проснулись». Конечно, я имею в виду прежде всего библиотеки России и всего постсоветского пространства. На Западе крах советской империи и образование новых независимых государств никак не отразились на привычно-стабильном материально и технически обеспеченном укладе жизни университетских и публичных библиотек, не говоря уже о библиотеках национальных. Безусловно, что четыре главные тенденции развития информационных технологий в конце XX в. — персональные компьютеры, сидиромы, Интернет, электронные библиотеки, как и пятая, новая, входящая в информационную практику уже в начале нового века – мобильная связь, существенно повлияли и на привычные технологии западных библиотек. Повлияли, но не потрясли — слишком крепким оказался фундамент западного общества, лежащий на трех могучих китах: реалиях гражданского общества, основах их информационного общества и развитой сфере высоких технологий. У нас же, как всегда, парадокс: с одной стороны, начало 1990-х гг. поставило библиотеки в крайне неблагоприятные, тяжелейшие финансовые условия. библиотеки громко стали говорить о выживании – хорошее словечко в конце XX в., не правда ли? Тысячи, если не десятки тысяч библиотек закрылись, законсервировались или еле-еле влачили свое существование, снизился поток научной, технической и образовательной литературы, упал практически до нуля поток зарубежной литературы. С другой стороны – библиотеки получили гораздо большую свободу деятельности, открылись ворота к западным коллегам, любыми путями доставались компьютеры – библиотеки встали на путь компьютеризации, освоения и немедленного претворения в жизнь последних достижении в области информационных технологий. И действительно, как тут не вспомнить слова Оскара Уайльда: «Путь парадокса – это путь истины. Чтобы подвергнуть реальность серьезному испытанию, мы должны увидеть ее балансирующей на туго натянутой струне». Ну просто для нас написано! Испытание прошло: за исключением небольших потерь, библиотеки выжили. В России и странах СНГ начала складываться новая система библиотек, новая система управления библиотеками. Рухнули старые административные сети с жестко обозначенными общесоюзными центрами, на смену им пришли новые, корпоративные и партнерские отношения между библиотеками. Новое складывающееся библиотечное сообщество стало само формировать новый тип межбиблиотечных отношений, построенный с учетом реалий окружающего общества и реальных перспектив для каждой, отдельно взятой библиотеки. Главным ориентиром для многих библиотек стало желание цивилизованно, в рамках международных правил и стандартов развивать свои технологии и предоставлять читателям все богатство мирового библиотечно-информационного пространства. К счастью, и в правительстве, и в СМИ, и в общественных и благотворительных фондах стали четко осознавать важность и во многом неизбежность роли библиотек и библиотекарей в век информации, в век образования, в век интенсивного развития коммуникаций, электронных ресурсов и в целом развития новейших, почти ежедневно поражающих воображение информационных технологий. Символично, но это пробуждение, начало этой эволюции практически совпало с началом эры наших Крымских конференций. А может быть, и благодаря им, и это, скорее всего, так – ведь по образному выражению В.Г. Белинского: «Истина только вначале встречает сильное сопротивление, но чем более выявляется, чем более становится фактом, тем больше приобретает себе друзей и поборников». Итак, главные, ключевые точки информационных технологий, не только круто изменили библиотечную работу и библиотечные технологии, а создали в последнее десятилетие прецедент превращения одного из традиционных ортодоксально-стабильных общественных институтов в двигатель общественного прогресса, в механизм обеспечения осмысленного и уверенного превращения нашего общества – со всем его непредсказуемым прошлым и будущим – в общество информационное. I. Персональные компьютерыНесмотря на то что персональные компьютеры (ПК) появились во второй половине 70-х годов прошлого века, реальное появление их в библиотеках произошло в середине 80-х годов на Западе и в начале 90-х – у нас. На Западе, впрочем, отнеслись к ним спокойнее и вначале просто рассматривали как интеллектуальные терминалы эффективно работавших в библиотеках комплексов больших и средних ЭВМ с многотерминальной пользовательской сетью. Впоследствии часть библиотек так и оставила ПК в качестве интеллектуальных терминалов сохраняемых и по сей день технических комплексов на базе современных больших ЭВМ (мейнфреймов). В целом, в западных библиотеках переход к ПК происходил плавно, без радикальных ломок существующих технических комплексов, и часто ПК вначале включались в действующие «мейнфреймовские» комплексы, затем трансформировались в локальные вычислительные сети (ЛВС) библиотек, постепенно беря на себя функции обеспечения технологических процессов и сохранения данных. В наших библиотеках, не сильно отягощенных присутствием ЭВМ, все было более кардинально и радикально. Тем немногим библиотекам-счастливчикам, которые в силу их принадлежности в бывшем СССР к Государственной автоматизированной системе научно-технической информации (ГАСНТИ) или иным немногочисленным «элитным» проектам удалось получить в свое время ЭВМ серии ЕС, СМ или АСВТ, пришлось решать задачу оптимальной реорганизации технической базы. Учитывая, что к этому времени (1992–1994) уже все было ясно с отечественными ПК, всякими там ДВК, «Электрониками», ЕС-1840 и им подобными отечественными поделками (подумаешь, поигрались, выбросили десятки и сотни миллионов долларов на разработки и производство будущего металлолома) и так же отчетливо стало ясно, что перспектива – только в закупке и собственной сборке IBM PC-совместимых компьютеров, был вынесен приговор большим и средним ЭВМ: демонтаж и утилизация. Повсеместно и по всей стране (странам). В кратчайшие сроки вся библиотечная техническая база в стране перешла на ПК, и в течение 1994–1996 гг. завершился первый этап перехода в основном крупных библиотек на компьютерную базу на основе ПЭВМ и ЛВС. Другие библиотеки незамедлительно последовали этому примеру и к концу 1990-х гг. уже тысячи и даже десятки тысяч библиотек в странах СНГ установили у себя ПК. Персональные компьютеры до 1996 г. даже в областных универсальных библиотеках были редкостью. Официальная статистика дает информацию о наличии до 1996 г. ПК в областных универсальных библиотеках только 19 из 89 субъектов Российской Федерации. Среди них: г. Москва, Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), Свердловская область, Республика Башкортостан, Красноярский край, Сахалинская область, Удмуртская Республика, Кировская область и ряд других (число ПК в библиотеке колеблется в среднем от 5–6 до 20–25). Например, по публичным библиотекам системы Министерства культуры Российской Федерации официальная статистика в части библиотек, имеющих ПК и в той или иной степени электронные каталоги, начинает отсчет с 1997 г. (в 1997 г. – 1449 ПК, в 2000 г. – 1664), а суммарный объем библиографических записей, отражающих фонды этих библиотек, уже в 2001 г. превысил 18 млн записей. К этому же сроку в федеральных библиотеках России всех ведомств (мы насчитываем 17 таких библиотек) суммарное число ПК почти вдвое превысило число компьютеров в публичных библиотеках (более 3000 к 2001 г.) и ими было сгенерировано более 20 млн собственных записей. Во многих случаях системы автоматизации и информационные массивы разрабатывались заново; редко удавалось без потерь конвертировать информацию из памяти больших машин. Тем более показателен и заслуживает внимания, например, уникальный опыт ГПНТБ России, сумевшей в течение 1991–1993 гг. полностью сохранить и активировать на ПК информационные массивы и базы данных, функционировавшие на больших ЭВМ (~ 400 Мб) и весь программно-технический комплекс (~ 4 Гб), что в то время было огромным успехом. Новая автоматизированная система ГПНТБ России была запущена с колес. Не надо думать, что все приветствовали начало новой компьютерной эры в библиотеках – ретроградов хватает везде, а уж в нашей отрасли – с избытком (сейчас, правда, их стало намного меньше – похоже, перевоспитались, приезжая на Крымские конференции). Вместе с тем фразы, произнесенные в то время одним из малоизвестных современных философов Г. Мэтьюсоу, например: «Бодрая покорность компьютеру ухудшает результаты деятельности общества», «Верность компьютеру означает измену себе», «Компьютер нужен, чтобы служить человеку. Не нужно, чтобы человек служил компьютеру» и тому подобные – находили поначалу многих своих последователей в среде библиотекарей и библиотечных администраторов, и нельзя сказать, что внедрение современных информационных технологий в библиотеках России и СНГ шло так уж легко. Пройдя первый этап – этап осознания необходимости включения компьютеров в повседневную жизнь (повторюсь, это касается основной массы библиотек, за исключением тех, кто уже вкусил радость автоматизации или горечь разочарования от использования в своих библиотеках больших ЭВМ – и те, и другие не сомневались в необходимости перехода к ПК: одни видели в них возможность повышения эффективности разработок и их использования за счет более современных и доступных технических средств, другие – надеялись, что с приобретением ПК устранятся проблемы и неудачи в их опыте работы с большими ЭВМ), библиотеки стали лихорадочно изыскивать средства на их приобретение. Характерно, что к 1996–1997 гг. в России и во многих странах СНГ библиотеки уже не видели для себя никакой иной альтернативы дальнейшему развитию, кроме тотальной автоматизации. Именно к этому времени относится начало открытия в России масштабных проектов Министерства культуры Российской Федерации и Фонда Сороса, связанных с автоматизацией библиотек, проектов, которые во многом содействовали созданию в стране новой идеологии восприятии библиотек, развития их технологий и, в конечном счете, определенно их ведущей роли в движении к информационному обществу. Нельзя не сказать, что и ряд других ведомств внес свой весомый вклад в эти процессы, прежде всего Министерство науки и технологий (еще не промышленности!), Российский фонд фундаментальных исследований, Министерство образования; нельзя не отметить также вклад отдельных региональных и территориальных администраций. К тому же времени относятся результаты по разработке отечественных систем библиотечной автоматизации – в кратчайшие сроки на пространстве бывшего СССР начал эксплуатироваться ряд систем: «МАРК», «АС Библиотека», «ИРБИС» и другие, которые по многим своим функциям не уступали зарубежным аналогам, а по степени адаптации к отечественным условиям и работе с кириллическими текстами их превосходили. Не только в отсутствии средств на приобретение западных систем лежит причина того, что отечественные производители практически перекрыли весь рынок для западных конкурентов. В середине 1990-х гг. в библиотечной системе России и стран СНГ сложилась инфраструктура по развитию, внедрению и поддержке функционирования отечественных систем библиотечной автоматизации. И это тоже один из результатов прошедшего десятилетия. ПК не просто изменили жизнь в библиотеках – ПК создали условия, платформу для превращения библиотек в современные институты информационного общества; можно сказать, что ПК послужили тем краеугольным камнем, который лег в основание новой библиотечной миссии. И не беда, что сегодня все еще имеются библиотеки в сельской местности, в отдаленных районах, в отдельных регионах, у которых еще нет компьютеров, зачастую – и отдельных телефонов и которые при вопросе об Интернете улыбаются, как при вопросе об их полете в космос. Это явление временное. Таких библиотек становится все меньше и меньше, а компьютеров в библиотеках – все больше и больше. Можно с уверенностью констатировать, что прошедшее десятилетие полностью изменило, перевернуло традиционный уклад библиотек и сделало необратимыми процессы их вхождения в сферу современных информационных технологий. Трудно переоценить роль ПК в развитии библиотек и в их трансформации в одно из центральных звеньев нарождающегося информационного общества. Прошедшие десять лет не только упрочили и сделали неизбежным существование компьютеров в библиотеках, но и определили фактически будущую перспективу всей библиотечной деятельности, неразрывно связанную с постоянным использованием компьютерного инструментария. Компьютер в библиотеке утверждался и как основа для оптимального формирования библиотечного фонда, как главное техническое средство автоматизации традиционных библиотечных процессов, как эффективный помощник в поиске в библиотечных каталогах и базах данных. И наконец, он создал возможность объединения различных форм библиотечно-информационного обслуживания. ПК в библиотеке, по сути, образовали необходимую платформу, на которой строится и развивается библиотечная работа, библиотечно-информационное обслуживание читателей и абонентов библиотеки. Первый и, безусловно, важнейший ключевой аспект информационных технологий – ПК – в прошедшем десятилетии был востребован библиотеками и стал естественной составной частью материально-технической базы библиотеки. Процесс оснащения и переоснащения библиотек компьютерной техникой постоянен: компьютерная техника меняется очень быстро, и библиотекам приходится по мере своих сил и средств за этим успевать. Спиральный характер любой эволюции, в том числе н технической в библиотеках, валообразное нарастание объемов информации, перерабатываемых и хранимых библиотеками, неизбежно должны привести уже в ближайшем десятилетии к возрождению мейнфреймов (больших ЭВМ) в библиотеках, по крайней мере в крупных. Отдельные примеры уже появляются, и следует учесть, что сложные технические устройства хранения больших объемов информации с терабайтными блоками не могут управляться и эффективно работать с «персоналками». На повестке дня следующего десятилетия – вновь техническая революция в библиотеках. Как уместна известная фраза тележурналиста и писателя Андрея Кнышева: «Преодолевая трудности, человечество идет вперед, в будущее, где его давно поджидает его прошлое». Хочется добавить – лучшее из прошлого. Сразу же после появления первых компьютеров в библиотеках стали появляться идеи и эксперименты создания компьютерных сетей. Одна из них в Москве в 1993–1994 гг. даже была создана, называлась LIBNET и дала затем имя программе Министерства культуры Российской Федерации. Эта сеть объединяла ресурсы шести крупных московских библиотек с использованием телефонных сетей общего пользования. Ее существование ограничилось экспериментами. Да иного и не могло быть – слишком слабой была отечественная инфраструктура связи, низкая надежность технического оборудования и неготовность библиотечных работников к использованию комплексных сетей (хотя эра Интернета уже была рядом). В зарубежных же библиотеках поиск в удаленных базах данных и создание компьютерных сетей начались почти сразу же после появления в библиотеках компьютеров Вместе с тем, может, именно эта неготовность к онлайновым технологиям способствовала бурному проникновению сидиром-технологий в практику отечественных библиотек, и произошло это как раз в прошедшее десятилетие, хотя зачатки наблюдались в некоторых библиотеках и в конце 1980-х гг. II. Компакт-диски CD-ROM
|